Дорогоне всегда «круто»,
«Круто» — не всегда дорого

 
FAQ SEO-энциклопедия Терминология SEO Целевая Аудитория (ЦА)

Целевая Аудитория (ЦА)

Целевая аудитория посетителей сайта, фокус-группа сайта

Подробно рассмотрено понятие целевой аудитории сайта. Виды посетителей сайта, контроль и корректировка текущей аудитории, формирование целевой аудитории сайта

Начинающий web-мастер может этого не знать, однако, если интернет-сайт создаётся не для его самовыражения, а для предоставления востребованных информационных услуг и дальнейшей монетизации, работа над таким сайтом должна начинаться вовсе не с выбора доменного имени, CMS или хостинга. Профессиональное создание сайта начинается с определения его целевой аудитории.

Целевая аудитория

Целевая аудитория , или фокус-группа сайта – это неопределённая группа пользователей интернета, члены которой преследуют одну или несколько общих целей, осуществляя регулярную сетевую деятельность. При этом сайт своими функциональными возможностями или информационным наполнением соответствует целям этой группы пользователей.

Например, целевая аудитория сайта, посвящённого уходу за аквариумными рыбками – это люди, которые занимаются или собираются заниматься разведением аквариумных рыбок. Целевая аудитория сайта туристического агентства – люди, которые собираются посетить тот или иной отечественный или зарубежный курорт. Целевая аудитория социальной сети – люди, испытывающие потребность в общении, обмене информацией и впечатлениями. Целевая аудитория популярной поисковой системы – каждый интернет-пользователь, заинтересованный в качественном поиске необходимой информации.

Виды аудитории – целевая, побочная, случайная

Помимо целевой аудитории, каждый сайт имеет побочную аудиторию и случайных посетителей.

Побочная аудитория – это посетители, попадающие на сайт по запросам, которые являются близкими (тождественными) к запросам, отражающим основную тематику сайта. Например, для сайта, посвящённого разведению всё тех же аквариумных рыбок, побочной аудиторией будут пользователи, которые совершили переход на сайт по поисковым фразам «домашние любимцы» или «домашние животные». Выражение «домашние животные», наверняка использованное в материалах сайта, может подразумевать как аквариумных рыбок, так и прочих домашних любимцев, от кошек до крокодилов.

Другим видом посетителей, составляющих побочную аудиторию сайта, нередко становятся учащиеся школ или ВУЗов, которым необходимо написать работу или реферат на тему, отражённую в материалах сайта. Такие посетители заходят на сайт десяток-другой раз, изучают необходимые материалы, после чего крайне редко становятся его постоянными посетителями.

Случайная аудитория – это крайне нерегулярная, хоть и довольно обширная в общем случае группа интернет-пользователей, которые совершают переход на сайт по неконкретизированным поисковым запросам, либо производя глубокое исследование результатов поиска. Алгоритм поиска, который определяет действия поисковой системы, предусматривает попытку сделать выдачу в ответ на любой набор более-менее осмысленных слов. То есть даже на фразу типа « амбулаторные освежители культурологических нанотехнологий» поисковая система Яндекс на момент написания статьи обнаруживает 84 результата поиска. Понятно, что ни один из сайтов в это поисковой выдаче не посвящён раскрытию темы указанной откровенно бессмысленной фразы, однако переход на любой из них вполне возможен.

С другой стороны, даже если выполнить поиск в Яндексе по достаточно конкретному запросу типа «прокат автомобиля в ЮВАО», понятно, что далеко не каждый из 647 000 результатов поиска посвящён автопрокату в этом автономном округе. При переходе на третью-четвёртую и дальнейшие страницы поиска значительно возрастает отклонение тематики сайтов от исходного поискового запроса. Человек, совершивший переход на один из сайтов, находящихся в «подвале выборки», скорее всего войдёт в аудиторию случайных посетителей для такого сайта.

Таким образом, заблаговременное определение целевой аудитории интернет-ресурса является необходимым маркетинговым шагом, без которого сайт может превратиться в магазин со слепым продавцом и немым покупателем.

Особенности целевой аудитории сайта

Маркетинговые исследования показывают, что целевая аудитория действующего сайта состоит из пользователей, образующих три подгруппы:

1. посетители, желающие получить информацию, представленную на сайте;

2. посетители, которые определяются в выборе товара или услуги;

3. посетители, желающие приобрести товар или услугу.

На реальных сайтах пункты приведённого списка поглощают друг друга при движении от первого до последнего. Это значит, что действующий сайт должен иметь чёткое позиционирование в смысле реализации этих пунктов:

· пункт 1: информационный портал – сайт, предлагающий посетителям обширную тематическую информацию;

· пункт 2: каталог продукции – сайт, который содержит подробную информацию и подробное описание реальных услуг или представленных на рынке видов или моделей того или иного оборудования;

· пункт 3: интернет-магазин или сайт предприятия-производителя – сайт, на котором содержится подробная техническая информация, присутствует каталог и имеется возможность выбрать и заказать услугу или приобрести товар.

Контроль целевой аудитории действующего сайта

Даже если планирование сайта или портала было выполнено правильно, не факт, что реальная аудитория интернет-ресурса к определённому моменту его деятельности соответствует целевой, которая была определена как фокус-группа посетителей. Поэтому важно проводить периодическое исследование текущей аудитории сайта для коррекции, в случае необходимости, его материалов и функциональных возможностей с целью максимально эффективного решения поставленных задач.

Для составления портрета клиента сайта необходим сбор и обобщение как наиболее типичных социологических данных о посетителях, таких, как пол, возраст, образование, регион проживания, профессия и т.п., так и специфических данных, имеющих отношение к тематике и услугам сайта.

Два наиболее распространённых способа анализа текущей аудитории сайта следующие:

· использование логов сервера и данных счётчиков посещений, при этом одним из важнейших исследований является анализ поисковых запросов, по которым посетители осуществляют переход на сайт;

· анкетирование посетителей при регистрации на сайте или через форму опроса.

Формирование целевой аудитории сайта

Методы направленного формирования целевой аудитории применяются в случае, когда обнаруживается значительное несоответствие предпочтительного и реального портретов клиента сайта. Привлечение целевых посетителей достигается проведением внешней и внутренней оптимизации ресурса.

Внешняя оптимизация предполагает поисковое продвижение и иные мероприятия, которые повышают «видимость» сайта для поисковых систем. Внутренняя оптимизация предполагает комплекс мер по реорганизации сайта с целью повышения его юзабилити, т.е. удобства получения требуемой информации и использования функций:

  • создание понятной структуры навигации;

· разработка однозначных маршрутов перехода по пунктам меню;

  • выбор подходящих шрифтов и типографики;
  • подбор удачной цветовой гаммы в оформлении.

Правильное проведение мер по разноплановому продвижению интернет-ресурса позволяет направить его функционал на максимальное удовлетворение запросов целевой аудитории. Это, в конечном итоге, позволяет извлекать максимальную прибыль из деятельности сайта.

Рекомендуемый хостинг для сайта:

Лучшие видеокурсы по созданию сайтов:

Оптимизация сайта

При заказе оптимизации и продвижения сайта - новый сайт или редизайн старого - сделаем бесплатно
(обращайтесь лично ко мне: Игорь Вялов )
Обсуждение SEO-энциклопедии на форуме
Видео-уроки SEO — оптимизация Joomla »

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.

Навигатор: FAQ SEO-энциклопедия Терминология SEO Целевая Аудитория (ЦА)